













Токоподвод к движущемуся оборудованию. Проблемы, решения и перспективы |
Настоящая статья — это начало рассказа, а возможно, и большого разговора о способах подвода электроэнергии к подвижному промышленному оборудованию. В ней мы рассмотрим применяемые в наше время системы токоподвода, их различия и взаимозаменяемость. Следует отметить, что данная публикация является популярной, а не научной, но если читателей заинтересуют более точные данные, мы готовы предоставить и их.
Очевидно, что собственник, управляющий, да и каждый сотрудник производственного или логистического предприятия заинтересованы в том, чтобы оно успешно решало задачи своего функционирования, успешно производило необходимые товары и услуги в нужных рынку объёмах. И подъёмное оборудование может стать здесь — для порта, завода, склада, карьера — именно тем слабым звеном,
Итак, рассмотрим вначале все системы токоподвода, существующие в настоящее время на российских предприятиях. Делятся они на три основных типа: кабельные подвесы, кабельные барабаны и троллейные системы. В первом и втором случаях проводником является металлическая жила гибкого кабеля, подвешенного параллельно крановому пути или запасованного в моторный или пружинный барабан;
![]() |
![]() |
Наиболее экономичной на первый взгляд является кабельная система. Действительно, стоимость простейшей кабельной системы (кабель, скользящий на кольцах по стальной «струне» — прутку или канату) значительно, иногда в разы меньше троллейной системы. И, как правило, именно такой токоподвод имеют лёгкие
Эта схема (кабель на кольцах по «струне») получила дальнейшее развитие в более совершенных кабельных системах. В них провода могут быть подвешены на блочках или закреплены в специальных кабельных тележках, перемещающихся на роликах по специальному профилю или двутавровой балке. Ведущие производители систем токоподвода имеют в своих производственных программах различные виды кабельных тележек, работают над их развитием и совершенствованием.
Имеет смысл сразу перечислить недостатки этого вида токоподвода. Это:
|
![]() |
![]() |
Кабельные барабаны могут быть оснащены пружинным либо моторным приводом. В таких системах кабель находится в постоянном натяжении за счёт усилия пружины или электромотора. В зависимости от задачи, барабан может удерживать натянутый кабель на весу или укладывать его в специальный желоб или на ролики, опускать вниз или вытягивать вверх. Современные производители кабельных барабанов достигли высокой надёжности своих изделий. По большому счёту, в пружинном барабане ведущих мировых производителей из строя может выйти только пружина, да и она имеет очень длительный гарантированный период работы.
Недостатки этого вида токоподвода:
|
![]() |
![]() |
Перейдём к троллейным системам. Традиционная для России троллейная система — это конструкция, состоящая из нескольких (традиционно трёх) контактных шин, изготовленных из промышленного проката, профиль которого подобран исходя из нагрузки по току. Это могут быть уголки различного сечения, а при большой нагрузке — рельсы. Контактные шины крепятся на изоляторах. Чтобы предотвратить падение напряжения могут быть смонтированы дополнительные подводы питания. Токосъём осуществляется посредством чугунного контакта-«башмака», скользящего по шине сверху.
Очевидны удобства:
|
|
Впрочем, при токах свыше 1500А такому виду токоподвода нет альтернативы и с последним недостатком до известной степени приходится мириться… Либо различными способами ограничивать доступ — огораживать, размещать на недосягаемой высоте
Отметим, что современные виды контактных рельсов импортного производства избавлены от свойственных простому стальному рельсу (или уголку) недостатков. Каким же образом это достигнуто?
Причина в том, что современные системы контактных рельсов хотя и функционируют по тому же принципу (контактная пара —
![]() |
![]() |
Альтернативу может составить другая современная система изолированных контактных рельсов —
Таким образом, при проектировании и изготовлении современных систем токоподвода изначально ликвидированы недостатки, присущие системам «прошлой эпохи». Современные системы уже не требуют постоянного контроля, обслуживания и ремонта. Мало кто полезет сам чинить современный телевизор, но, как правило, он и не ломается, в отличие от старых советских «Рекордов».
![]() |
Новый этап промышленного развития исповедует новый подход к современному оборудованию и его функционалу — технологичность, надёжность, безопасность, экономия на издержках по ремонту и обслуживанию.
Всем этим требованиям полностью соответствует продукция мирового лидера в области систем токоподвода — компании VAHLE. |
|
Торговая организация |
|
Промышленная организация |
|
Монтажная организация |
|
Проектная организация |
|
Комплексные услуги |
|
Строительная организация |
|
Экспертная организация |
|
Иное (укажите) |
|
Система коррекции ошибок: выделите неточность в тексте и нажмите Ctrl+Enter